Литургия

  • «Слово «литургия» (греч. λειτουργία) первоначально означало «общественное дело», «службу народом или в пользу народа». В христианской традиции это слово означает, что Народ Божий принимает участие в «деле Божием». В литургии Христос, наш Спаситель и Первосвященник, продолжает в Своей Церкви, с нею и ею, дело нашего спасения.

  • Слово «литургия» в Новом Завете обозначает не только совершение богослужения, но и благовествование Евангелия и любовь в действии. Во всех случаях это означает служение Богу и людям. Во всех случаях это означает служение Богу и людям. В литургии Церковь — служанка, по образу Господа Своего, единственного «Литурга», участвуя в Его священстве (культ), имеющем пророческий (благовествование) и царственный (служение любви) характер» (Катехизис Католической Церкви, нн. 11699-1170).

  • «Святая Церковь в установленные дни в течение года совершает священное воспоминание спасительного дела Христа. Каждую неделю, в день, именуемый днем Господним, она творит память Воскресения Христова, которую также празднует ежегодно — вместе с воспоминанием святых Его страданий — в величайшее торжество Пасхи. В течение же года она освещает всю тайну Христову и чтит дни памяти святых» (Общее наставление к Римскому Миссалу)

Литургическое освящение времени

  • Основную единицу литургического времени составляет литургический день, который длится от полуночи до следующей полуночи. Однако празднование любого воскресенья и торжества начинается с вечера предыдущего дня. Всякий день освящается совершением богослужений народа Божия, прежде всего — Святой Мессой и Литургией Часов.
    В недельном круге особое место принадлежит воскресному дню: этот первый день недели посвящен празднованию Пасхальной Тайны, поэтому воскресенье должно соблюдаться как главный праздничный день недельного цикла. В пятницу вспоминаются крестные страдания Христа, поэтому в этот день верующие воздерживаются от употребления мяса. Первая пятница месяца посвящена по традиции почитанию Пресвятого Сердца Иисуса, а первая суббота месяца — Непорочному Сердцу Пресвятой Девы Марии.

Годичный круг

  • В течение литургического года Церковь вспоминает всю тайну Христову — от Боговоплощения до Пятидесятницы и ожидания пришествия Господня. Начало литургического года совпадает с 1-м воскресенья Адвента (воскресенье, ближайшее к 30 ноября), а сам он концентрируется вокруг двух важнейших тайн Христовых: явлению Христа в мир и Его искупительному подвигу. Первому посвящено Рождественское время, второму — Пасхальное. Каждому из этих двух периодов предшествует свой подготовительный период: это, соответственно, Адвент и Великий пост.

Пасхальный цикл

  • Центром и сосредоточием годичного цикла является празднование Пасхи Христовой. Поскольку дело человеческого искупления и совершенного прославления Бога было исполнено Христом главным образом в Его Пасхальной Тайне, посредством которой Он, претерпев смерть, разрушил нашу смерть и, воскреснув, восстановил жизнь, Священное Пасхальное Триденствие Страстей и Воскресения Господа сияет как вершина литургического года.

Время Великого поста имеет своей целью подготовку к празднованию Пасхи. Великий пост длится с Пепельной Среды до начала вечерней Мессы Великого Четверга в воспоминание Вечери Господней. Пепельная Среда является днем строгого поста. В этот день, во время Литургии, совершается возложение пепла на головы верующих. С начала Великого поста вплоть до Навечерия Пасхи не произносится «Аллилуйя».

Шестое воскресенье Великого Поста именуется Пальмовым или Вербным Воскресеньем. Им открывается Страстная Неделя, целью которой является воспоминание Страстей Христовых, начиная с Его мессианского входа в Иерусалим.

В Великий Четверг утром епископ, совершая Мессу в сослужении со священниками своей епархии, благословляет елей и освящает миро.
Пасхальное Триденствие Страстей и Воскресения Господа начинается с вечерней Мессы воспоминания Вечери Господней в Великий Четверг, имеет своим средоточием Навечерие Пасхи и завершается Вечерней дня Воскресения Христова.

В Страстную Пятницу и, по возможности, в Святую Субботу до Навечерия Пасхи повсеместно должен соблюдаться строгий предпасхальный пост.

Пасхальное время, которое составляет пятьдесят дней от дня Христова Воскресения до Пятидесятницы, празднуется в веселии и ликовании как один праздничный день или, лучше сказать, как одно «великое воскресенье». Первые восемь дней Пасхального времени образуют Октаву Пасхи и празднуются на уровне торжеств Господа нашего Иисуса Христа. На сороковой день Пасхи, в четверг, празднуется Вознесение Господне, если оно не переносится на следующее воскресенье. Будни после Вознесения Господня до субботы накануне Пятидесятницы включительно посвящены подготовке сошествия Утешителя Духа Святого, празднуемого на пятидесятый день после Пасхи.
В Пасхой связан цикл так называемых подвижных праздников. Дата празднования Пасхи меняется каждый год и зависит от астрономических циклов: Пасха, по традиции, идущей от Первого Вселенского Собора, празднуется в воскресенье следующее за первым полнолунием после дня весеннего равноденствия (22 марта). От даты празнования Пасхи зависят дата начала Великого Поста (Пепельная Среда, 45 дней перед Пасхой), а также Вознесение (40 дней после Пасхи), Пятидесятница (50 дней после Пасхи), торжество Пресвятой Троицы (воскресенье после Пятидесятницы), торжество Тела и Крови Христа (четверг после торжества Пресвятой Троицы), торжество Пресвятого Сердца Иисуса (пятница, 19 дней после Пятидесятницы).

Адвент и Рождественское время

  • Время Адвента, которое начинается с Первой Вечерни воскресенья, попадающего на 30 ноября или ближайшие к нему дни, и завершается к Первой Вечерне Рождества Христова, имеет двойной характер: во-первых, это период подготовки к празднованию Рождества, в который вспоминается первое пришествие Сына Божия к людям; во-вторых, это время, когда души верных обращаются к ожиданию второго пришествия Христа в конце времен. По этим двум причинам Адвент оказывается временем благоговейного и радостного ожидания.
    Будни с 17 по 24 декабря включительно наиболее непосредственным образом направлены на подготовку к Рождеству Христову. Помимо ежегодного празднования Пасхальной Тайны для Церкви нет ничего более дорогого, чем совершение памяти Рождения Христа и его первых явлений: этому посвящено Рождественское время, которое длится с Первой Вечерни Рождества Христова до праздника Крещения Господня включительно. Месса Сочельника Рождества совершается вечером 24 декабря. В сам же день Рождества Христова, 25 декабря, в соответствии с древней традицией Римской Церкви, Мессу можно служить трижды, то есть ночью, на рассвете и днем.

Рождество Христово имеет свою Октаву, упорядоченную следующим образом:

  • воскресенье в Октаве или, при его отсутствии, 30 декабря — праздник Святого Семейства — Иисуса, Марии и Иосифа;
  • 26 декабря — праздник св. первомученика Стефана;
  • 27 декабря — праздник св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова;
  • 28 декабря — праздник свв. Невинных младенцев Вифлеемских;
  • 1 января — торжество Пресвятой Богородицы, в которое также вспоминается наречение Пресвятого Имени Иисусова.

  • Богоявление празднуется 6 января, если, там где оно не является предписанным праздником, оно не назначено на воскресный день в период со 2 по 8 января. Воскресенье после 6 января является праздником Крещения Господня, им завершается Рождественское время.

Рядовое время года

  • Помимо периодов, имеющих собственные особенности, в годичном круге остаются 33 или 34 недели, в которые не вспоминается какой-либо определенный аспект тайны Христовой, но в большей мере вспоминается сама тайна Христова в свое полноте, особенно в воскресные дни. Этот период называется Рядовым временем года (tempus «per annum»). Рядовое время года начинается с понедельника, следующего за воскресеньем после 6 января и продолжается до вторника накануне начала Великого поста включительно, а затем возобновляется в понедельник по Пятидесятнице и завершается к Первой Вечерне I воскресенья Адвента.
    Цвет литургических облачений рядового времени — зеленый.

Почитание святых и литургические празднования

  • Совершая в годичном круге тайну Христову, Церковь с особой любовью чтит также Пресвятую Богородицу Марию, а равно и предлагает благочестию верных дни памяти мучеников и других святых.
    Святые, представляющие для Церкви вселенское значение, должны почитаться литургически в обязательном порядке (memoria obligatoris); другие же святые либо внесены в календарь как почитаемые по желанию (memoria ad libitum), либо их почитание сохраняется в отдельных Церквах, или у отдельных народов, или в отдельных монашеских общинах. Если на один и тот же день в Календаре предписана не одна факультативная память, то может совершаться только одна из них, а остальные опускаются. Богослужение в такой день, обладающий литургическим статусом памяти (memoria), не сильно отличается от будничного. В Литургии Часов используется особый гимн, краткое чтение с респонсорием, антифоны на Benedictus и Magnificat, прошения и коллекта.
    Если день памяти приходится на «предоктаву» (17—24 декабря) и октаву Рождества, или на будние дни Великого поста, по желанию совершается воспоминание (commemoratio). В этом случае на Часе чтений Литургии Часов добавляется собственное чтение с респонсорием и читается особая коллекта, на утрени же и вечерне по прочтении рядовой коллекты читается антифон (на Benedictus или Magnificat) и коллекта святому.
    Память (memoria) является низшей ступенью литургического празднования. Кроме нее существуют еще две ступени празднований: торжество (solemnitas) и праздник (festum).
    В дни праздников богослужение носит праздничный характер. Празднование этих дней происходит в границах астрономических суток; поэтому, в отличие от торжеств, у них нет Первой Вечерни, за исключением праздников Господа нашего Иисуса Христа, совпадающих с воскресеньями Рядового и Рождественского времени и замещающих собою воскресные службы. Вся Литургия Часов (кроме дневного часа) посвящена празднику. В конце Часа чтений поётся Te Deum. На Мессе поется Gloria, чтения Писания посвящены празднику.
    К числу торжеств относятся наиболее важные праздники года (также, с точки зрения богослужения, к ним можно отнести и все воскресенья):

  • Пасхальное Триденствие;

  • Вознесение Господа нашего Иисуса Христа;
  • Пятидесятница;
  • торжество Пресвятой Троицы;
  • торжество Тела и Крови Христа;
  • торжество Пресвятого Сердца Иисуса;
  • торжество Христа Царя Вселенной;
  • Рождество Христово;
  • Богоявление;
  • торжество Пресвятой Богородицы Марии (1 января);
  • Взятие на небо (Успение) Пресвятой Девы марии (15 августа);
  • Рождество Иоанна Крестителя (24 июня);
  • торжество свв. апостолов Петра и Павла (29 июня);
  • торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (8 декабря);
  • торжество Всех Святых (1 ноября).

Празднование торжества начинается с Первой Вечерни накануне. Некоторые из торжеств имеют к тому же частное последование Мессы навечерия, которая служится накануне вечером, если предполагается совершение Мессы в вечернее время. Торжеству соответствует особая служба Литургии часов. На Мессе полагается не два чтения из Писания, как обычно, а три; читается Credo. Если торжество приходится на пятницу, традиционное воздержание в этот день отменяется.

Все остальные дни являются будними (feria). В эти дни не совершается никаких праздников или воспоминаний святых.

Сочетание праздников

  • Ввиду своего особого значения литургическое празднование воскресенья уступает место только торжествам и праздникам Господа нашего Иисуса Христа. Воскресенья же Адвента, Великого поста и Пасхального времени имеют преимущество над всеми праздниками и над всеми торжествами. Торжества, приходящиеся на эти воскресные дни, празднуются в ближайший понедельник, за исключением случаев, когда такие совпадения имеют место в Вербное Воскресенье или в торжество Воскресения Господня. Кроме этого, Пепельная Среда и будни Страстной Недели с понедельника по четверг включительно имеют преимущество над всеми иными днями. Будни Адвента с 17 по 24 декабря включительно и все будни Великого поста имеют преимущество над днями обязательной памяти: дни обязательной памяти, попадающие на будни Великого поста, могут праздноваться таким же образом, как дни необязательной памяти. Прочие будни уступают место всем торжествам и праздникам и сочетаются с днями памяти.

Воскресенье само по себе исключает постоянное назначение другого празднования. Тем не менее:

  • воскресенье в Октаве Рождества является праздником Святого Семейства;
  • воскресенье после 6 января является праздником Крещения Господня;
  • воскресенье по Пятидесятнице является торжеством Пресвятой Троицы;
  • последнее воскресенье Рядового времени года является торжеством Христа, Царя вселенной.

Там, где торжество Богоявления (6 января), а также торжества Вознесения Господня и Пресвятого Тела и Крови Христа, приходящиеся на четверг, не являются днями предписанных праздников, их следует назначить на воскресенье, которое станет постоянным днем их празднования, руководствуясь следующими нормами:

  • Богоявление — на воскресенье, выпадающее на период со 2 по 8 января;
  • Вознесение Господе — на VII воскресенье Пасхи;
  • торжество Пресвятого Тела и Крови Христа — на следующее воскресенье после торжества Пресвятой Троицы.

В субботние дни Рядового времени, с которыми не совпадает какая-либо обязательная память, может совершаться факультативная память Пресвятой Богородицы.

Мессы Семей

Environ un dimanche par mois, les Messes du samedi sont préparées par les enfants et les catéchistes, avec participation des parents. Elles font partie intégrante du programme de catéchisme.

Министранты

Любой ребенок и подросток прихода может быть министрантом, эта деятельность выходит за рамки литургического служения. Это место проповеди и углубления христианской веры. Молодые люди находят там литургическое образование, определенный катехизис, братский опыт общности, открытия и жизни в Церкви.

Le groupe liturgique

Le mot liturgie vient du grec : il veut dire action du peuple, œuvre, travail. Il traduit une action des hommes pour Dieu, qui, dans le même temps, accomplit son œuvre de Salut.